ГЛАВНАЯ
СТРАНИЦА
ФИЛЬМОГРАФИЯ
ФОТОАЛЬБОМ
КАДРЫ из КИНО

ПОЧИТАТЬ,
ПОСЛУШАТЬ...

ГОСТЕВАЯ
КНИГА

Андрей ПОПОВ в воспоминаниях современников

СТЕБЛОВ(1966-67) РАЙХЕЛЬГАУЗ(1968-73) ПЛЯТТ(нач.80-ых)

CМОКТУНОВСКИЙ(1974-...)

СМЕЛЯНСКИЙ(нач.80-ых)


Из книги:
Плятт Р. "Без эпилога"
Глава АНДРЕЙ ПОПОВ

Странно... И Андрей Алексеевич, и я оба принадлежали к числу актеров, много работавших и в кино, и на радио, и на телевидении, но в работе не встретились ни разу. Может быть, для наших режиссеров мы были, что называется, одной и той же краской - не знаю. И на театральной сцене мы никогда не встречались, и тем не менее он занимал в моей жизни определенное место - я любил его. И любил нежно. Он был на десять лет моложе, но я не ощущал этого, так как увидел его на сцене уже зрелым мастером. Стало общим местом говорить о его интеллигентности, но это было его врожденным качеством-отцовские гены проступали в нем отчетливо.
М.И. Кнебель в своей статье о нем в журнале "Театр" очень точно пишет, какие качества нужно иметь актеру, чтобы звучать в чеховской роли. Андрей Алексеевич, конечно, был идеальным исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей еще и чеховским человеком. Я часто играю вот в какую игру, в уме, разумеется: "Сегодня можно прийти в гости к Антону Павловичу на его ялтинскую дачу. Кого можно взять с собой, чтобы сделать хозяину приятное и себя не осрамить? Попов, Попов, конечно же Попов, первая кандидатура! Я убежден, что он понравится Антону Павловичу и своей сдержанностью, и душевным изяществом, и своим очаровательным, скрытым юмором".
Когда я смотрел его в чеховских ролях, в "Дяде Ване", в "Чайке", в "Иванове", меня всегда восхищала его подлинность: он был точно "оттуда", из чеховского мира, и многие рядом с ним казались ряжеными. "Оттуда" была его манера общаться, его пластика, строй его речи. Ощущение стиля играемого автора всегда казалось мне ценнейшим актерским качеством; Андрей Алексеевич обладал им вполне, и это делало его органичным и обаятельным в самых разных ролях.
Он любил играть Грозного в спектакле Центрального театра Советской Армии "Смерть Иоанна Грозного" А.К. Толстого в постановке Л. Хейфеца, и играл его до конца своей жизни, совмещая это с работой во МХАТе. Роль трудная, многоплановая, с трагедийными взрывами, а играл он ее, я бы сказал, легко, без видимого "пота". Легко не в том смысле, что он облегчал рисунок роли или подгонял роль к себе, нет, но чувствовалось, что он "чует" душу роли, живет в ней свободно, раскованно и легко одолевает ее трудности.
Случилось так, что, посмотрев вторично Грозного (первый раз я был на премьере), на другой день я обнаружил в программе телепередач михалковского "Обломова", фильм, мною еще не виденный, и с удовольствием стал его смотреть, забыв, что Андрей Алексеевич играет в нем Захара, слугу Обломова. Он меня сразил! И не потому только, что тут начисто не было и следа от вчерашнего царя, но какую он изобрел фигуру! Нечто большое, гориллообразное, с сутулившимся туловищем и длинными руками, лысое, хриплое, непрерывно что-то бормотавшее под нос, хотя в этом бормотании угадывались не совсем цензурные слова в адрес хозяина. Ну, словом, монстр! Но этот поповский Захар при всем том светился добродушием и юмором. И главное, он опять был "оттуда", из своей каморки в обломовском доме...
А его петербургского ростовщика из водевиля того же названия, показанного по телевидению, я бы рекомендовал молодым актерам в качестве наглядного пособия - как надо играть водевиль. У Попова, как всегда, было точное попадание в жанр, и, когда он пел свои куплеты и яростно отплясывал положенный ему танец, становилось ясно, что только так он может выразить обуревавшие его чувства, что просто слова тут бессильны.
И - вспоминаю по контрасту - поручик Назанский из экранного варианта купринского "Поединка", одна из ранних работ Андрея Алексеевича, оставлявшая сильнейшее впечатление. Я не могу забыть, с какой щемящей тоской говорил Попов монолог Назанского-эту исповедь опустошенной души, прекрасного, но спившегося человека.
Вероятно, в душе каждого из нас бывают моменты, когда с горечью вспоминаются какие-то упущенные возможности и возникают запоздалые "почему?". Почему тогда-то я не сделал того-то и т. д. и т. п. А время между тем ушло. Вот и живет в моем сознании такое "почему?", целиком связанное с Андреем Поповым, почему мы встретились так поздно? А ведь мы встретились. И произошло это за несколько лет до его смерти. Но кто же из нас мог тогда думать о ней? Мы вдруг сблизились и стали бывать друг у друга, и водочку вместе пили, и даже выпили на брудершафт...
Впрочем, вдруг - это не точное слово. Очевидно, мы подсознательно тянулись друг к другу, и наше сближение было органичным и обещало хорошую дружбу в будущем. Узнав Андрея поближе, я убедился, что правильно угадывал его на расстоянии и оценивал его качества. Все было так, только не было у нас одного нашего будущего. Пришла смерть.

(Изд-во ЦЕНТРОПОЛИГРАФ Москва,2000)

 
СТЕБЛОВ(1966-67) РАЙХЕЛЬГАУЗ(1968-73) ПЛЯТТ(нач.80-ых)

CМОКТУНОВСКИЙ(1974-...)

СМЕЛЯНСКИЙ(нач.80-ых)


Андрей ПОПОВ в воспоминаниях современников


ГЛАВНАЯ
СТРАНИЦА
ФИЛЬМОГРАФИЯ
ФОТОАЛЬБОМ
КАДРЫ из КИНО

ПОЧИТАТЬ,
ПОСЛУШАТЬ...

ГОСТЕВАЯ
КНИГА
Hosted by uCoz