Из книги: Плятт Р. "Без эпилога" Глава АНДРЕЙ ПОПОВ
Странно... И Андрей Алексеевич, и я оба принадлежали к числу актеров, много работавших и в кино,
и на радио, и на телевидении, но в работе не встретились ни разу. Может быть, для наших
режиссеров мы были, что называется, одной и той же краской - не знаю. И на театральной сцене
мы никогда не встречались, и тем не менее он занимал в моей жизни определенное место - я любил
его. И любил нежно.
Он был на десять лет моложе, но я не ощущал этого, так как увидел его на сцене уже зрелым
мастером. Стало общим местом говорить о его интеллигентности, но это было его врожденным
качеством-отцовские гены проступали в нем отчетливо.
М.И. Кнебель в своей статье о нем в журнале "Театр" очень точно пишет, какие качества нужно
иметь актеру, чтобы звучать в чеховской роли. Андрей Алексеевич, конечно, был идеальным
исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей еще и чеховским человеком.
Я часто играю вот в какую игру, в уме, разумеется: "Сегодня можно прийти в гости к Антону
Павловичу на его ялтинскую дачу. Кого можно взять с собой, чтобы сделать хозяину приятное
и себя не осрамить? Попов, Попов, конечно же Попов, первая кандидатура! Я убежден, что он
понравится Антону Павловичу и своей сдержанностью, и душевным изяществом, и своим
очаровательным, скрытым юмором".
Когда я смотрел его в чеховских ролях, в "Дяде Ване", в "Чайке", в "Иванове", меня всегда
восхищала его подлинность: он был точно "оттуда", из чеховского мира, и многие рядом с ним
казались ряжеными. "Оттуда" была его манера общаться, его пластика, строй его речи. Ощущение
стиля играемого автора всегда казалось мне ценнейшим актерским качеством; Андрей Алексеевич
обладал им вполне, и это делало его органичным и обаятельным в самых разных ролях.
Он любил играть Грозного в спектакле Центрального театра Советской Армии "Смерть Иоанна
Грозного" А.К. Толстого в постановке Л. Хейфеца, и играл его до конца своей жизни,
совмещая это с работой во МХАТе. Роль трудная, многоплановая, с трагедийными взрывами, а
играл он ее, я бы сказал, легко, без видимого "пота". Легко не в том смысле, что он облегчал
рисунок роли или подгонял роль к себе, нет, но чувствовалось, что он "чует" душу роли, живет
в ней свободно, раскованно и легко одолевает ее трудности.
Случилось так, что, посмотрев вторично Грозного (первый раз я был на премьере), на другой день
я обнаружил в программе телепередач михалковского "Обломова", фильм, мною еще не виденный, и с
удовольствием стал его смотреть, забыв, что Андрей Алексеевич играет в нем Захара, слугу
Обломова. Он меня сразил! И не потому только, что тут начисто не было и следа от вчерашнего
царя, но какую он изобрел фигуру! Нечто большое, гориллообразное, с сутулившимся туловищем и
длинными руками, лысое, хриплое, непрерывно что-то бормотавшее под нос, хотя в этом бормотании
угадывались не совсем цензурные слова в адрес хозяина. Ну, словом, монстр! Но этот поповский
Захар при всем том светился добродушием и юмором. И главное, он опять был "оттуда", из своей
каморки в обломовском доме...
А его петербургского ростовщика из водевиля того же названия, показанного по телевидению,
я бы рекомендовал молодым актерам в качестве наглядного пособия - как надо играть водевиль.
У Попова, как всегда, было точное попадание в жанр, и, когда он пел свои куплеты и яростно
отплясывал положенный ему танец, становилось ясно, что только так он может выразить
обуревавшие его чувства, что просто слова тут бессильны.
И - вспоминаю по контрасту - поручик Назанский из экранного варианта купринского "Поединка",
одна из ранних работ Андрея Алексеевича, оставлявшая сильнейшее впечатление. Я не могу забыть,
с какой щемящей тоской говорил Попов монолог Назанского-эту исповедь опустошенной души,
прекрасного, но спившегося человека.
Вероятно, в душе каждого из нас бывают моменты, когда с горечью вспоминаются какие-то
упущенные возможности и возникают запоздалые "почему?". Почему тогда-то я не сделал того-то
и т. д. и т. п. А время между тем ушло. Вот и живет в моем сознании такое "почему?",
целиком связанное с Андреем Поповым, почему мы встретились так поздно? А ведь мы встретились.
И произошло это за несколько лет до его смерти. Но кто же из нас мог тогда думать о ней?
Мы вдруг сблизились и стали бывать друг у друга, и водочку вместе пили, и даже выпили на
брудершафт...
Впрочем, вдруг - это не точное слово. Очевидно, мы подсознательно тянулись друг к другу,
и наше сближение было органичным и обещало хорошую дружбу в будущем. Узнав Андрея поближе,
я убедился, что правильно угадывал
его на расстоянии и оценивал его качества. Все было так, только не было у нас одного
нашего будущего. Пришла смерть.
(Изд-во ЦЕНТРОПОЛИГРАФ Москва,2000)
|